Президент Энергоатома: АЭС готовы к зиме

Президент Энергоатома: АЭС готовы к зиме 29 Сентября 2015
Все ремонтные работы на украинских атомных электростанциях завершены вовремя, АЭС готовы работать на максимальной нагрузке, чтобы успешно пройти осенне-зимний период. Об этом, а также о планирующихся мероприятиях по модернизации и реконструкции в сфере атомной энергетики, в блиц-интервью РБК-Украина рассказал президент НАЭК "Энергоатом" Юрий Недашковский.
Как вы оцениваете уровень подготовки атомных электростанций к зимнему периоду? Что уже было сделано в этом направлении? Что еще следует сделать?
По состоянию на сегодня, мы пребываем в абсолютно плановом режиме. Все ремонтные работы на энергоблоках, которые проводились, завершены либо в срок, либо досрочно с небольшим опережением. Это дало нам возможность дополнительно выработать электроэнергию и, соответственно, нашим коллегам - увеличить накопление угля на складах.
Мы рассчитываем, что выйдем на увеличенный годовой план производства электроэнергии - 88,8 млрд кВт/час.
Планируем пройти нормально осенне-зимний период при максимальной нагрузке с работой тринадцати энергоблоков; два энергоблока у нас будут в плановых ремонтах. Мы всегда планируем ремонты двух энергоблоков на зиму там, где у нас запертые мощности (те, которые невозможно вывести с электростанции по техническим причинам, - ред.) или мощности, которые нельзя выдавать. Речь идет о Хмельницкой и Ровенской АЭС, где запертые мощности составляют по 1 ГВт, и о Запорожской АЭС, где они составляют 700 МВт.
В следующем году, когда будут введены в эксплуатацию соответствующие линии электропередач и у нас будет проведена реконструкция на открытых распределительных устройствах в 50 кВт, мы будем уже планировать прохождение зимы совсем иначе.
Пока есть все предпосылки для того, чтобы у нас не было каких-то серьезных инцидентов или отключений, которые привели бы к снижению выработки.
Что касается вопроса относительно подготовки к зиме зданий, кровель, социального сектора, жилищного в городах-спутниках - у нас также запланированы мероприятия. Я думаю, что через месяц мы получим все паспорта готовности четырех атомных станций к зиме.
АЭС дают электроэнергию, которая не покрывает пиковые нагрузки. Как атомные мощности к ним готовятся? Были ли в связи с этим разработаны какие-то резервные планы?
Особенность работы атомных энергоблоков состоит в том, что блок работает определенную топливную кампанию, это порядка 300 суток и потом должен становиться на ремонт с перегрузкой топлива. Вот как раз эти кампании мы таким образом и планировали. Все, что мы можем сделать, это плюс-минус месяц для того, чтобы улучшить режим работы энергосистемы, но в принципе запланированные в начале года сроки сложно корректировать к концу.
Как решаются проблемы повышения маневренности АЭС (возможности станции работать в разных диапазонах мощности, - ред.)? ХАЭС уже прошла данную процедуру.
Это не значит, что мы не сможем распространить этот опыт на другие блоки. Для нас было важно доказать и обосновать то, что ядерное топливо будет работать надежно, без разгерметизации.
Мы провели больше 20 циклов нагрузок и разгрузок на 25% от номинала, и у нас абсолютно нормально отработало в этих режимах топливо Westinghouse. Это первый шаг к получению лицензии на маневренные режимы.
Но для этого нам, во-первых, еще нужно будет, кроме прохождения государственной экспертизы по ядерной безопасности, обосновать работоспособность всего основного оборудования. Во-вторых - нужно будет еще усовершенствовать систему регулирования на турбинных установках и часть регуляторов перевести в автоматический режим, то есть в режим электронного управления.
Вы говорили, что на данный момент есть основания работать по смешанной загрузке энергоблоков топливом от разных производителей (российским ТВЭЛ и американским Westinghouse, - ред.). Как долго это может продлиться?
Пока что мы, естественно, длительное время, по мере расширения эксплуатации топлива Westinghouse, будем работать на смешанной загрузке. Дальше этот опыт эксплуатации подскажет нам, что оптимально: когда часть блоков полностью работает на одном топливе, а часть полностью работает на другом, или когда эксплуатируются смешанные загрузки. И тот, и другой вариант имеют свои преимущества и свои недостатки.


Поделиться ссылкой:
Наши региональные партнеры